День славянской письменности и культуры. Проповедь митрополита Арсения

День славянской письменности и культуры. Проповедь митрополита Арсения, настоятеля Свято-Успенсой Святогорской лавры

24 мая весь православный мир празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, легендарных создателей славянской азбуки и письменности. Также в этот день отмечает своё тезоименитство Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл.

Проповедь митрополита Арсения, настоятеля Свято-Успенсой Святогорской лавры, произнесённая в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Христос Воскресе!

В сегодняшний день особое торжество у славянских народов. Сегодня мы празднуем память угодников Божиих, которые именуются «Словенскими учителями и просветителями». Действительно, эти два угодника Божии, Кирилл и Мефодий, стяжали многую благодать от Бога и премудрость за те подвижнические труды, которые они совершили в своей жизни. Как говорится об этих святых в богослужебных текстах, они и к преподобным приложились, потому что подвизались в пустынях в монашеском чине и любили пустынное монашеское житие, они и к учителям Церкви, таким как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов приложились за своё учительство. Они равными апостолам названы за свои проповеднические труды, когда обтекали словенские народы, уча вере Христовой. Они и к исповедническому подвигу были причастны, потому что и тюремные заключения претерпевали, и отравить их пытались завистники, и клевету на них возносили, пытаясь очернить их подвиг. То есть множество подвигов совершили эти неутомимые труженики.

Но основной, великий подвиг, который они сотворили, — это создание для нас азбуки и письменности. Благодаря тому, что было переведено Священное Писание на наш родной язык, оно стало доступно пониманию всем славянским народам. И через это они, проповедуя, просветили все славянские народы, объединив их как братьев в одной Православной вере. И мы по сегодняшний день содержим тот язык, который оставили нам в наследие Кирилл и Мефодий, — церковнославянский язык. Это не древнеславянский, это церковнославянский язык. Славянские народы различались по языкам. Сербский язык отличался от языка тех племён, которые жили в нашем Отечестве. Польские славяне от чехов отличались. Древние языки были разными у болгар и сербов. Но Кирилл и Мефодий из всех славянских языков, изучив их, создали азбуку, нечто общее создали — язык, объединяющий словенские народы, — церковнославянский язык.

И мы на этом языке по сегодняшний день совершаем богослужения. Некоторые неумные головы говорят, что надо перевести богослужение на современные языки. Но если мы обратимся к народам, издревле исповедующим Православие, увидим: Греция совершает службу на древнегреческом, который отличается от современного греческого языка. Грузия тоже совершает богослужение на древнегрузинском, который тоже отличается от современного грузинского языка, и этот язык возвышенный! И именно церковнославянский язык составили равноапостольные богомудрые братья, у которых разум был просвещён Духом Святым. Они Духом Святым создали этот язык — возвышенный язык, особый, на котором мы с Богом беседуем, и который для каждого человека, кто ходит в храм и кто молится дома, понятен. Я знаю множество примеров, когда простые неграмотные бабушки, которые по одному-два класса церковноприходской школы закончили, а то и того не имели, знали наизусть Псалтырь. Одна говорила: «Если сегодня не прочитаю Псалтырь ещё один день, то кажется, я умру». То есть настолько чтение слов божественных церковнославянского языка было им утешительно!

Когда после 1917 года обновленцы начали служить на русском языке в России, на украинском на Украине, то люди за сотни километров ехали в храмы, где службы были на церковнославянском языке. Патриарх Пимен, умирая, оставил завещание: сохранить церковнославянский язык и сохранить старый стиль в нашей Церкви. И потеряв этот язык, братья и сестры, мы обеднеем на ещё одну составную нашей национальной культуры. Мы и так много растеряли — восприняли в свою культуру чуждое и непотребное, чтобы ещё терять и то, на чем привыкли с Богом беседовать наши деды, прадеды наши и все благочестивые предки. Но самое главное, братья и сестры, что этим языком мы объединены в единую православную семью. Приезжая в Сербию, приезжая в Болгарию, приезжая в Польшу, или когда они приезжают к нам, мы везде слышим знакомое богослужение. Чешская Церковь совершает с нами богослужение, и в Румынской Церкви, особенно во времена Паисия Величковского, служба велась и на румынском, и на церковнославянском языках. И сама Кириллица, шрифт славянской азбуки, наследие Кирилла и Мефодия, была присуща Румынской Церкви до конца ХIХ века. Только когда во главе государства встали австрийцы, католики, они ввели в употребление латинский шрифт.

Сии угодники Божии, Кирилл и Мефодий, оставили нам эту объединяющую основу — Церковь Святую Православную, язык общий богослужебный, через который мы имеем общение и друг друга называем «братья славяне».

И всегда враг будет колотить, всегда враг будет настраивать на что-то непотребное и вредное для наших народов. Но мы должны, братья и сестры, помнить завет и завещание святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — жить в братолюбии, потому что мы не только едины по крови как славяне, но едины и по духу, как православные христиане, и друг друга должны поддерживать и жить в братской любви и согласии.

В сегодняшний день Святая Церковь Русская Православная имеет великого именинника – Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В это сложное время Господь дал нам богомудрого пастыря Церкви Православной Русской, который, подобно Кириллу, своему покровителю, и брату его Мефодию, неутомимо трудится, совершая богослужения, совершая поездки по епархиям, проповедуя слово Божие «временно и безвременно», как учит Священное Писание, который хранит Православие в незыблемости его догматов.

У Паисия Афонского спрашивали: в чём заслуга современных архиереев? И он сказал: «Заслуга современных архиереев в том, что они незыблемо сохранили догматы Церкви от времён апостольских». И к такому подвигу причисляется и ныне тезоименитый Патриарх Кирилл, за которого мы молимся всегда, братья и сестры, как за великого господина и отца нашего.

И наше дело сейчас, несмотря на разделение мира сего, сохранить единство каноническое Русской Православной Церкви. Границы государств всегда были разными, бывало, что объединялись, бывало, что разделялись… Вспомнить только времена княжеских междоусобиц, на сколько кусков было разорвано наше государство! Но Церковь всегда была едина. И у православных христиан было нечто объединяющее, учащее любви и братолюбию, — это Святое Православие, которое хранили как зеницу ока и с которым очень много добра совершили те, кто ему следовал.

И мы в сегодняшний день молимся за Его Святейшество Святейшего Патриарха Кирилла и верим, что сегодня и он особо молится, с душевным надрывом, о всём нашем Отечестве — Руси Святой, а особенно о его части — о нашей многострадальной Украине. Ведь недаром и его Послание, и те прошения, и та молитва, которая сейчас во всей полноте Русской Православной Церкви за Украину произносится, составлены им и благословлены в употребление в богослужении, и мы по сегодняшний день их используем, молясь за наше многострадальное Отечество.

Дай Боже, чтобы по молитвам равноапостольных Кирилла и Мефодия всякое вражие нашествие и смута прекратились в нашем Отечестве, всякое бесовское настроение, наваждение отпало, как чешуя, с нашей Родины.

Чтобы вновь водворились мир и братолюбие, чтобы люди опять не боялись ехать молиться в свои святыни. Чтобы Лавры — Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская — видели сотни и тысячи паломников, приезжающих сюда не только из разных уголков нашей страны, но и сербов, и болгар, и россиян, и румын, и поляков, и чехов, и белорусов, и грузин — и всех православных христиан, которые молились бы, помня о том великом единстве духа, которое завещано нам святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием.

И помните всегда: насколько душа выше тела, настолько и духовное родство выше телесного родства. И мы, братья и сестры, должны понимать всю ответственность, лежащую сегодня на нас, православных христианах, за будущее нашего Отечества.

Сейчас многие — и католики, и униаты — восстают против Православия, но это предатели Церкви, предатели Кирилла и Мефодия, предатели и Бога, Который сказал: «Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец».

И Он сказал: «Созижду Церковь Мою — столп и утверждение истины». Церковь — в единственном числе! Он не говорил о какой-то униатской или католической, которые возникли одна в ХI веке, другая — в ХVI–XVII веках. Мы должны помнить, что Святое Православие незыблемо со времён апостольских и нашим Отечеством должно быть хранимо. И казаки наши украинские за Православие жизни свои полагали, а не за католичество, и не за униатство, и не за протестантство, и не за сектантство, которое навязывается сейчас в нашем Отечестве.

Держитесь Православия, храните Православие, живите по-православному, и тогда, братья и сестры, Господь нас не оставит, и по молитвам, угодниками Божиими совершаемым, все наши беды преложит на утешение, на радость и на победу всем нам о Бозе!

И таковым молитвенникам, угодникам Божиим Кириллу и Мефодию, объединяющим нас, утверждающим нас в истинности Православия, укрепляющим нас примером своим стоять в Православии и отстаивать Святое Православие, мы молимся сегодня. За их молитвы помилует нас милосердный Господь, подавая многая лета нашему Предстоятелю Московскому и всея Руси Кириллу. Аминь.

Христос Воскресе!



З поріднених рубрик:

Реклама:

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Потрібна допомога

Допоможемо дітям жити завтра...