Об одном из самых неудобных праздников и утрате статуса космической державы

Декоммунизация Гагарина. Украина окончательно утратила статус космической державы

Всемирный день авиации и космонавтики, который отмечается планетой в день первого космического полета советского космонавта Юрия Гагарина, является одним из самых неудобных праздников для нынешней украинской власти — поскольку его сложно вписать в схему тотальной демонизации исторического наследия советской эпохи. Эта дата сама по себе напоминает украинцам о выдающихся достижениях «кровавого коммунистического режима», которые крайне не выгодно смотрятся на фоне нынешних безрадостных реалий. А эти реалии свидетельствуют о том, что Украина окончательно утратила прежний статус космической державы.

Естественно, это вызывает у украинских чиновников заметное раздражение, которое озвучил сегодня вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко, потребовавший отменить этот «коммунистический» праздник, перенеся его на какой-то другой день.

«Первый космонавт СССР — Юрий Гагарин, первый космонавт восстановленной украинской независимости — Леонид Каденюк. Сергей Павлович Королёв — это выдающийся украинец, сомнений нет, но мы должны переориентировать все наше мировоззрение на то, что сделано украинцами для Украины. Поэтому, если у нас сегодня все еще День космонавтики — советской, по сути, мы должны обратиться к президенту Петру Порошенко, чтобы он выдал указ о другой дате, так как он это сделал с Днем защитника отчизны, какой-то воображаемой и условной, перенеся его с 23 февраля на 14 октября, создав День защитника Украины. Мы должны обратиться, чтобы президент определил Днем космонавтики ту дату, которая касается украинской новейшей истории — например, день полета первого украинского космонавта Леонида Каденюка, Героя Украины и нашего современника. Мы должны наших современников чтить и себя уважать. Потому что любое упоминание в нашем действующем законодательстве о СССР, УССР и тому подобном — это упоминание о том агрессоре, который сейчас топчет своими сапогами нашу территорию. И эту деколонизацию вместе с капитальным ремонтом всей страны и всеми реформами нам надо неустанно и безжалостно проводить. Потому что если мы этого не сделаем, за нас этого не сделает никто», — заявил Кириленко. И можно не сомневаться, что уже вскоре эта инициатива будет озвучена кем-то из националистов с парламентских трибун.

Бескрылая страна

Надо сказать, что отмена Дня космонавтики явилась бы достаточно логичным и символичным завершением процесса уничтожения авиакосмического комплекса Украины, который начался еще четверть века назад, и особенно ускорилась по итогам Евромайдана. Так, днепропетровский «Южмаш» — предприятие, которое стояло у истоков освоения космического пространства — достаточно успешно выживал до 2014 года, зарабатывая на международных проектах вроде «Морского старта», при участии российской стороны. Однако после разрыва экономических и производственных связей с РФ он потерял свыше 80% процентов заказов. По словам помощника гендиректора предприятия Владимира Ткаченко, на Южном машиностроительном заводе каждый день увольняются от 40 до 50 работников — поскольку им уже несколько месяцев задерживают зарплату.

«Мы теряем опытных квалифицированных работников. Еще два месяца — и ситуация с «Южмашем» станет необратимой. Пока кто-то где-то решает, быть ли Украине космическим государством, вопрос решится сам собой, а восстановить этот статус будет уже невозможно» — констатировал этот специалист. На сегодня «Южмаш» официально работает только один день в неделю, а фактически простаивает, без каких-либо дальнейших перспектив. Доведенные до отчаяния работники предприятия вышли на центральную проходную с плакатами, требуя погашения долгов по зарплате и восстановления госзаказа. А руководитель завода — крупнейший специалист в области ракетостроения, ученик Янгеля, герой Украины символично стал первой жертвой показушной люстрации.

Киевский авиаконцерн «Антонов», где создали «Мрію» — самый большой в мире самолет-носитель для ракеты «Энергия» и космического челнока «Буран», — практически открыто готовят к «реструктуризации», несмотря на протесты работников предприятия, которые опасаются, что его территорию попросту отдадут под застройку. Они уже вспоминают, как в девяностые годы заводу пришлось перейти к производству тележек-«кравчучек» для нужд других, совсем не космических «челноков» — поставщиков импортного ширпотреба на заполонившие страну базары. Сейчас «Антонов» готовится наладить производство пассажирских самолетов на территории Саудовской Аравии, которая, фактически, задешево перекупила наработки и технологии киевского завода, но ни о каком участии в космических проектах речь давно не идет — хотя бы потому, что это опять-таки потребовало бы сотрудничества с Россией.

«Не хотим быть космонавтами»

Характерно, что тема советских космических достижений почти не рассматривается в школьном курсе истории, где ей посвящено всего несколько скупых абзацев в учебнике. Украинские образовательные чиновники отказались от этого в пользу бесконечного восхваления полулегендарных деяний князей, гетьманов и националистических вождей. Тема патриархальной казаччины или глорифицированной УПА интересует наше общество стократ сильнее, чем кибернетические открытия Глушкова или созданные в советской Украине космические ракеты, которые вывели человечество за пределы планеты. По крайней мере, так думает руководство страны. Эти выдающиеся успехи имели всемирно-историческое значение — но они не вызывают у современных украинцев ничего похожего на восторженное религиозное поклонение кровожадным божкам из пантеона «героев нации».

Мечты о космическом будущем человечества сменились мечтами о прошлом, которое стало новым общественным ориентиром. Если советские подростки мечтали быть космонавтами, то теперь юные украинцы предпочитают мечтам о скафандре мечты о камуфляже, и выбирают своим идеалом вооруженного до зубов патриота — своего рода реинкарнацию героических убийц минувших столетий. И этот средневековый, по своей сути, идеал показывает, что вектор общественного развития Украины обращен в прошлое, куда мы проваливаемся сквозь красно-черные дыры.

Занятым выживанием людям некогда думать о звездном небе — да и сами звезды являются сегодня для многих элементом крамольной тоталитарной символики, подлежащим уничтожению. А несколько месяцев назад патриотические активисты вытащили на одной из антироссийских акций плакат с характерным лозунгом: «No Balalayka, No Sputnik!».

Балалайки нам, конечно, оставят. А спутников больше не будет.

Андрей Манчук


Соціальні мережі та сервіси:


З поріднених рубрик:

Реклама:

Коментарі:
  • 13.04.2017 at 17:22
    Посилання

    Україна – космічна держава! Україна і космос – нероздільні. Зв’язок цей міцно встановився ще на зорі космонавтики. Українське походження мали такі творці теорії польотів у космічному просторі, як Костянтин Ціолковський (до речі, повне прізвище Циолковський-Наливайко), Микола Кибальчич, Юрій Кондратюк.

    У Київському політехнічному свого часу вчилися Сергій Корольов і Володимир Челомей (конструктор відомої ракети-носія «Протон»). Ракетна техніка взагалі пішла із просторів «неньки»: перші у світі бойові ракети (після китайських дослідів) створив нащадок українських козаків генерал-лейтенант Олександр Засядько, він же організував у російській армії першу ракетну роту. А іменами Янгеля і, пізніше, Уткіна (генеральних конструкторів КБ «Південне» у Дніпропетровську, творців серії балістичних ракет, включаючи «Сатану» і «Скальпель») на Заході починаючи з 50-х рр. лякали діточок.

    Хоча порох та ракети власне винайшли хитромудрі китайці, але перший поштовх для розвитку ракетної техніки в Європі дав українець – генерал-лейтенант Олександр Засядько, який ще у середині 19 століття розробив цілу серію різних бойових ракет та створив у російській армії ракетну роту.

    Першим, хто додумався використати ракети для польоту людини у космос теж був українець – Микола Кибальчич. Народився він на Чернігівщині в сім’ї місцевого священика. Свого часу Кибальчич прославився головним чином тим, що виготовив унікальну бомбу, якою народовольці прикінчили російського імператора Олександра ІІ. Пристрій для реактивних польотів Кибальчич розробив у останні дні свого життя – ескіз космічного корабля було видряпало уламком гудзика на стіні тюремного каземату. Перед самою стратою Кибальчичу вдалося передати папери з розробками реактивного літального апарату адвокатові, але їх вилучила царська охранка. Унікальний винахід надовго було поховано в архівах спецслужб…

    Лише після революції світ дізнався, що Ціолковський був не першим і що його майже на три десятиріччя випередив страчений 3 квітня 1881 року українець Микола Кибальчич.

    Сергій Корольов, той самий, чия ракета 12 квітня 1961 року виведе у космос першу людину планети, теж був українцем.

    Мало хто знає, але свій шлях «любимый лунный трактор» СРСР до Місяця розпочав в Україні. Для підготовки команди, що керувала «Луноходом», та для випробовувань самого апарату в кримських горах під Сімферополем було створено спеціальний «місяцедром».

    На Місяць було запущено два «трактори» – «Луноход-1» (1970 р.) та «Луноход-2» (1973 р.). Під час виконання місячної місії «трактористи» теж знаходилися у Криму – у центрі керування в селищі Шкільне. Пізніше зі Шкільного керували роботою космічних кораблів «Союз», брали участь у здійснення першої міжнародної стиковки «Союз»-»Аполон», відстежували перший, і єдиний політ радянського космічного корабля багаторазового використання «Буран».

    Чудовим вираженням міжнародного співробітництва в освоєнні Всесвіту, пізнанні його таємниць став політ українського космонавта Леоніда Каденюка на борту американського корабля «Шаттл», який стартував 19 листопада 1997 року. Цей політ тривав 16 діб.

    За роки незалежності Україна впевнено посіла своє місце серед провідних космічних держав світу. Сьогодні ми випускаємо найрізноманітніші ракетоносії. Від «космічної малолітражки» – типу «Циклон-3» (супутники до 600 кг), до важкої «космічної фури» «Зеніт-2 SLВ», здатної вивести на орбіту до 14 тонн. На базі балістичної ракети SS-18 «Сатана» створено мирні космічні носії серії «Дніпро».

    Усього на трьох закордонних космодромах – Байконур, Плесецьк і «Сі Ленч» – експлуатуються п’ять українських ракетно-космічних комплексів: «Циклон-2», «Циклон-3», «Зеніт-2», «Зеніт-3SL», «Дніпро», якими, з 1991 року здійснено майже вісім десятків пусків, та виведено на орбіту понад півтори сотні супутників.

    Зараз Україна контролює 10% світового ринку космічних послуг.

    Відповісти
    • 13.04.2017 at 17:31
      Посилання

      Не «зараз», а колись контролювала, головним чином, завдяки участі у російських космічних проектах.

      Відповісти

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Потрібна допомога

Допоможемо дітям жити завтра...