Почему так много лгут современные СМИ

Почему так много лгут современные СМИ

Почему любую информацию сегодня нужно проверять? Почему недостоверность информации стала в наши дни неотъемлемым спутником СМИ? Как обезопасить себя от информационной лжи? Об этом рассказали авторы учебного пособия «Фейковые новости. Информационная мистификация» – доктор филологических наук, профессор, журналист Светлана Распопова и менеджер онлайн-медиа Елена Богдан.

Рождение фейка

Современные медиа, благодаря техническим возможностям, всё больше становятся разновидностями зрелищ. В развлекательном формате подаются даже новости – не столько отражая действительность, сколько, её моделируя, создавая новую реальность. Журналист стремится к рассказу о событиях, максимально ярко и эмоционально их окрашивая, пренебрегая точным представлением фактов, которые бы явились подтверждением их подлинности. В условиях жёсткой конкуренции журналисты порой сознательно занимаются мистификацией – особенно тогда, когда лживость информации не грозит СМИ особыми репутационными потерями.

Из жанров новостной журналистики фейки чаще всего появляются в краткой заметке, которая имеет вид лаконичного сообщения.

Назначение таких заметок – оперативно информировать аудиторию о важных событиях, чрезвычайных происшествиях, общественных резонансных событиях, важных решениях или итогах деятельности государственных органов.

Задачи создания фейковых новостей связаны или с социальной рекламой, или с игровым передергиванием информации в пропагандистских целях – чтобы привлечь внимание к определённому событию и сформировать общественное мнение, воздействуя, в первую очередь, на эмоции, личные убеждения, ценности, а не через представление аудитории объективных фактов.

В отсутствие доступа к факту, журналист нередко прибегает к фактоиду – т.е. к неуточнённой информации. К фактоидам относятся слухи, версии, домыслы, которые могут иметь под собой почву, но их подлинность ничем не доказана.

Если же у журналиста нет возможности приблизиться даже к фактоиду – он даёт замер «на глазок».

Существует своеобразная пирамида источников информации, состоящая из сотрудников пресс-служб, ньюсмейкеров и инсайдеров.

Инсайдер – это человек, который владеет важной информацией и готов ею делиться. У него есть доступ к общественно значимым документам и решениям.

Ньюсмейкеры – это начальники: министры, замминистры, руководители компаний и пр. То есть это люди, которые принимают решения. А журналисты пишут о принятых или принимаемых ими решениях.

Сотрудники пресс-служб – это посредники между журналистом и ньюсмейкером. Они не всегда могут знать нужные новости. Либо знают новости, но не знают подоплёки. Впрочем, часто неинформированность пресс-секретаря – не его вина, а особенность работы данной компании или ведомства.

Наряду с традиционными источниками информации, такими как ленты информационных агентств, новостные агрегаторы и пресс-службы различных организаций, журналисты всё чаще прибегают к социальным сетям, как источникам известий: Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» Google+, Instagram, Twitter, Livejournal, Foursquare, «Мой мир» и др.

Чаще всего фейки рождаются от нежелания журналиста, как пелось в советской песне, «трое суток не спать, трое суток шагать – ради нескольких строчек в газете».

То есть иногда журналист неумышленно дезинформирует, не работая с фактом по причине лени или банальной профессиональной несостоятельности – особенно, если в качестве источника информации он использует так называемые источники информации «третьего порядка»: неподтверждённые сведения, слухи, версии, домыслы или догадки. Опора на них – прямой путь к мистификации.

Как отличить фейк от правды?

Во-первых, надо всегда смотреть на издание. Если оно уже однажды проявило себя, как издание недоброкачественное – значит не стоит ему особо доверять и в дальнейшем.

Во-вторых, смотреть на сам источник информации. Очень часто в фейковой новости источник не указан. Создатели такой «новости» сопровождают свой материал словами: «Как нам стало известно», «Только что к нам поступила информация», «По словам очевидцев» и т.п.

В качественном издании всегда есть точная ссылка на источник информации, которую можно легко проверить. Более того, по правилам журналистики таких источников должно быть не менее трёх!

В-третьих, нужно хорошо понимать – ЧТО такое факт и из чего он складывается. Прежде всего, факт содержит чёткие ответы на четыре базовых вопроса: «Что? Кто? Где? Когда?». Ни один фактоид ответ на эти вопросы не даёт.

Основные объекты фейковых новостей

Фейковые новости обычно связаны с персоналиями. По этой причине, чаще всего, на фейках специализируется массовая пресса, потому что именно она интересуется подробностями частной жизни людей.

Например, какое-нибудь министерство лёгкой промышленности не включено в жизнь каждого гражданина, а вот, скажем, здравоохранение – это тот социальный институт, куда хоть раз в жизни приходит каждый.

Всё, что обслуживает каждого, отдельно взятого человека, непременно становится предметом мистификации и игры.

Понятно, что рядовой зритель или читатель не обязан разбираться в тонкостях информационных войн (хотя, по большому счёту, обязан!), но каждый человек должен честно ответить себе на вопрос: ЧТО он ждёт от издания – правды или сенсаций?

Почему так мало фейков в экономике? Потому что экономическая информация всегда основана на фактах.

А вот светская информация, скажем, из сферы шоу-бизнеса и политики сильно подвержена мистификации – там всегда будет домысел!

Как не стать объектом манипуляции

Во-первых, усвоить себе как аксиому: мы живём в мире тотальной лжи. Лгут политики. Лгут производители товаров, продуктов питания и лекарственных препаратов. Лгут эксперты и всевозможные «профильные специалисты». Памятуя об этом, нужно учиться критически оценивать любую получаемую информацию.

Если какая-то информация очень важна для вас – не ленитесь спрашивать, уточнять, докапываться, искать. Надо взращивать в себе здоровый скептицизм и развивать умение думать, анализировать, сопоставлять. Избавьтесь от иллюзии, будто в медиа работают некие «эксперты», которые знают всё обо всём и по этой причине имеют моральное право с апломбом неких пророков рассказывать нам, «простым людям», о жизни.

Фейк – это не только проблема современной журналистики, потому что сегодня не только журналисты, но и массовая аудитория включена в создание контента. То есть создать новость, написать об этом в социальной сети и пустить сообщение в массы может каждый.

Фейк – это проблема всего общества, потому что общество кормится слухами, и поэтому каждый человек должен иметь навык «различения духов».

Что бы ты ни распространял – ты отвечаешь за это, потому что находишься в системе.

Все мы являемся звеньями одной цепи. Если ты в этой цепи только проводник, если ты не проверяешь информацию – ты становишься винтиком в системе. А если в какой-то момент ты переключаешь правила игры и говоришь себе: «Что-то здесь не так» – ты становишься активным участником системы.

Добросовестный журналист будет стараться избегать использования неназванных источников. А если источник не разрешает ссылаться на него – следует объяснить читателю, почему мы можем ему доверять.

Журналист должен добиваться права на максимально конкретную ссылку.

Уступки в плане анонимности, если они неизбежны, делаются осторожно и в следующем порядке допустимости:

а) не упоминать имени и фамилии, но упомянуть должность и компанию («один из брэнд-менеджеров компании Nestle»);

б) не упоминать ни фамилии, ни должности, но назвать компанию («источник в Генеральной прокуратуре»);

в) указать должность без указания фамилии и компании («председатель совета директоров одной из крупнейших российских газодобывающих компаний»);

г) не упоминать ни имени, ни должности, ни компании, но назвать род занятий («банкир», «нефтяник»);

д) не упоминать ничего, кроме степени отношения к вопросу («источник, близкий к руководству ПриватБанка»).

Но в любом случае, анонимный источник информации всегда вызывает сомнение в его авторитетности.

Использование фактоидов («как говорят в правительстве», «аналитики считают, что» и т.п.) допустимо только в случаях, когда журналист действительно пообщался с несколькими чиновниками (аналитиками).

А вот работа с социальными сетями, как источником информации, должна обязательно включать в себя тщательную проверку:

– достоверности аккаунта;
– местонахождения автора сообщения;
– даты сообщения;
– цитирования статусов и постов на страницах газет и в эфире.

Сознательна ли дезинформация в СМИ?

Подобно тому, как любую картинку можно «нарезать» на пазлы, наш мир состоит из фрагментов. Но из этих фрагментов можно соткать неверную картинку, неправильно её сложив.

Фактически происхождения фейковых новостей может быть как сознательным вбросом в информационное пространство (чтобы дезинформировать аудиторию), так и результатом профнепригодности, неумения, незнания, плохой работы журналистов, их нравственной нечистоплотности.

В журналистской среде весьма распространён такой подход: если вы передали информацию, которая была на ленте информационного агентства, а она потом оказалась фейком, вы не несёте ответственность.

С каждым днём информационный неурегулированный поток становится всё больше, и каждый человек может участвовать в этом потоке.

Никогда прежде у журналистов не было столько доступа к информации. Более трёх эксабайтов данных (эквивалент 750 миллионов DVD-дисков!) создаются каждый день, и это число каждые 40 месяцев удваивается. Глобальное производство данных измеряется нынче иоттабайтами (один иоттабайт равен 250 триллионам DVD с данными).

Поэтому современные средства коммуникации позволяют не только проверять, уточнять и получать практически любую информацию, но и получать доступ к альтернативным её источникам.

Главное – не быть инфантильным винтиком в системе, рабом чьих-то мнений и мистификаций.

Важно понять, что с явлением создания и распространения фейков бороться бесполезно, потому что это – не в наших силах. А вот выработать в себе критическое мышление и механизмы проверки информации – каждому по плечу.

Родительский комитет
По материалам книги С. С. Распопова, Е. Н. Богдан «Фейковые новости: учебное пособие для вузов». Издательство: Аспект Пресс. 2018.



З поріднених рубрик:

Реклама:

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Потрібна допомога

Зупиніть громадянську війну в Україні!